Лишние люди

Седьмой час июньского вечера. От полустанка Хилково к  дачному  поселку плетется толпа только что вышедших из поезда  дачников  -  все  больше  отцы семейств, нагруженные кульками, портфелями и женскими картонками. Вид у  все утомленный, голодный и злой, точно не для них сияет солнце и зеленеет трава.
Плетется, между прочим, и Павел Матвеевич Зайкин, член окружного  суда, высокий сутуловатый человек, в дешевой коломянке и с кокардой  на  полинялой фуражке. Он вспотел, красен и сумрачен.
- Каждый день изволите на дачу  выезжать?обращается  к  нему  дачник  в рыжих панталонах.
- Нет,  не  каждый,-  угрюмо  отвечает  Зайкин.Жена  и  сын  живут  тут постоянно, а я приезжаю раза два в неделю. Некогда каждый день ездить, да  и дорого.
- Это верно, что дорого,- вздыхают  рыжие  пантолоны.  -  В  городе  до вокзала не пойдешь пешком, извозчик нужен, потом-с  билет  стоит  сорок  две копейки... газетку дорогой купишь, рюмку водки по слабости выпьешь. Все  это копеечный расход, пустяковый, а гляди - и наберется за лето  рублей  двести.  Оно, конечно, лоно природы дороже стоит, не  стану  спорить-с...  идиллия  и прочее, но ведь  при  нашем  чиновницком  содержании,  сами  знаете,  каждая копейка на счету. Потратишь неосторожно копеечку, а потом  и  не  спишь  всю ночь... Да-с... Я, милостивый государь, не имею чести знать вашего  имени  и отчества, получаю без малого две тысячи в год-с,  состою  в  чине  статского советника, а курю табак второго сорта и не имею лишнего рубля,  дабы  купить себе минеральной воды Виши, прописанной мне против печеночных камней.
- Вообще мерзко,- говорит Зайкин после некоторого молчания.- Я, сударь, держусь того мнения, что дачную жизнь выдумали черти да  женщины.  Чертом  в данном случае руководила злоба, а женщиной крайнее  легкомыслие.  Помилуйте, это не жизнь, а каторга, ад! Тут душно, жарко, дышать тяжело, а ты мыкаешься с места на место, как неприкаянный, и никак не найдешь себе приюта.  Там,  в городе, ни мебели, ни прислуги... все на дачу увезли... питаешься черт знает чем, не пьешь чаю, потому что самовар поставить  некому,  не  умываешься,  а приедешь сюда, в это лоно природы, изволь идти пешком по  пыли,  по  жаре...  тьфу! Вы женаты?
- Да-с... Трое деток,- вздыхают рыжие пантолоны.
- Вообще мерзко... Просто удивительно, как это мы еще живы.
Наконец  дачники  доходят  до  поселка.  Зайкин  прощается   с   рыжими пантолонами и идет к себе на дачу. Дома застает он  мертвую  тишину.  Слышно только, как жужжат комары да молит о помощи муха, попавшая на обед к  пауку.  Окна завешаны кисейными занавесочками,  сквозь  которые  краснеют  блекнущие цветы герани. На деревянных, некрашенных стенах, около  олеографий,  дремлют мухи. В сенях, в кухне, в столовой - ни души. В комнате, которая в одно и то же время называется гостиной и залой, Зайкин застает своего сына, Петю, маленького шестилетнего мальчика. Петя сидит за столом и, громко сопя, вытянув нижнюю губу, вырезывает ножницами из карты бубнового валета.
- А, это ты, папа!- говорит он, не оборачиваясь.Здравствуй!
- Здравствуй... А мать где?
- Мама? Она поехала с Ольгой Кирилловной  на  репетицию  играть  театр.
Послезавтра у них будет представление. И меня возьмут... А ты пойдешь?
- Гм!.. Когда же она вернется?
- Она говорила, что вернется вечером.
- А где Наталья?
- Наталью взяла с собой мама, чтобы она помогала ей одеваться во  время представления, а Акулина пошла в лес за грибами. Папа, а отчего  это,  когда комары кусаются, то у них делаются животы красные?
- Не знаю... Оттого, что они сосут кровь. Стало быть, никого нет дома?
- Никого. Только я один дома.
Зайкин садится в кресло и минуту тупо глядит в окно.
- Кто же нам обедать подаст?- спрашивает он.
- Обедать сегодня не варили, папа!  Мама  думала,  что  ты  сегодня  не приедешь, и не велела варить обед. Она с Ольгой Кирилловной будет обедать на репетиции.
- Покорнейше благодарю, а ты что же ел?
- Я ел молоко. Для меня купили молока на шесть копеек.  Папа,  а  зачем комары сосут кровь?
Зайкин вдруг почувствовал, как что-то тяжелое подкатывает к его  печени и начинает сосать ее. Ему становится так досадно, обидно и  горько,  что  он тяжело дышит и дрожит;  ему  хочется  вскочить,  ударить  о  пол  чем-нибудь тяжелым и разразиться бранью, но  тут  он  вспоминает,  что  доктора  строго запретили ему волноваться, встает и, насилуя себя, начинает насвистывать  из "Гугенотов".
- Папа, ты умеешь представлять в театре?- слышит он голос Пети.
- Ах, не приставай ко мне с глупыми вопросами!сердится  Зайкин.Пристал, как банный лист! Тебе уже шесть лет, а ты все так же глуп, как  и  три  года назад... Глупый, распущенный мальчишка!  К  чему,  например,  ты  эти  карты портишь? Как ты смеешь их портить?
- Эти карты не твои,- говорит Петя,  оборачиваясь.  -  Мне  Наталья  их дала.
-Врешь! Врешь, дрянной мальчишка!-  раздражается  Зайкин  все  более  и более.- Ты всегда врешь! Высечь тебя нужно, свиненка  этакого!  Я  тебе  уши оборву!
Петя вскакивает, вытягивает шею и глядит в  упор  на  красное,  гневное лицо отца. Большие глаза его сначала мигают, потом заволакиваются влагой,  и лицо мальчика кривится.
- Да ты что бранишься?- визжит Петя.- Что ты ко мне пристал,  дурак?  Я никого не трогаю, не шалю, слушаюсь, а ты... сердишься! Ну, за что  ты  меня бранишь?
Мальчик говорит убедительно и так горько плачет, что Зайкину становится совестно.
"И, правда, за что я к нему  придираюсь?"-  думает  он.-  Ну,  будет...  будет,- говорит он, трогая мальчика за плечо.- Виноват, Петюха... прости. Ты у меня умница, славный, я тебя люблю.
Петя утирает рукавом глаза, садится  со  вздохом  на  прежнее  место  и начинает вырезывать даму. Зайкин идет к себе в кабинет. Он растягивается  на диване и, подложив руки под голову, задумывается.  Недавние  слезы  мальчика смягчили его гнев, и  от  печени  мало-помалу  отлегло.  Чувствуется  только утомление и голод.
- Папа!- слышит Зайкин  за  дверью.-  Показать тебе  мою  насекомую коллекцию?
- Покажи!
Петя входит в кабинет и подает отцу  длинный  зеленый  ящичек.  Еще  не поднося к уху, Зайкин слышит отчаянное жужжание и царапанье лапок  о  стенки ящика. Подняв крышку, он видит множество бабочек, жуков, кузнечиков  и  мух, приколотых ко дну ящика булавками. Все, за  исключением  двух-трех  бабочек, еще живы и шевелятся.
- А кузнечик все еще жив!- удивляется Петя.Вчера утром поймали  его,  а он до сих пор не умер!
- Кто это тебя научил прикалывать их?- спрашивает Зайкин.
- Ольга Кирилловна.
-  Самое  бы  Ольгу   Кирилловну   приколоть   так!говорит   Зайкин   с отвращением.- Унеси отсюда! Стыдно мучить животных!
"Боже, как он мерзко воспитывается",- думает он по уходе Пети.
Павел Матвеевич забыл уже про умиление и голод и думает только о судьбе своего мальчика. За окнами между  тем  дневной  свет  мало-помалу  тускнеет.  Слышно, как дачники компаниями  возвращаются  с  вечернего  купанья.  Кто-то останавливается около открытого окна столовой и кричит: "Грибков не  желаете ли?"- кричит и, не получив ответа, шлепает босыми ногами дальше...  Но  вот, когда сумерки сгущаются до того, что герань за  кисейной  занавеской  теряет свои очертания и в окно начинает потягивать свежестью вечера, дверь в  сенях с шумом открывается, и слышатся быстрые шаги, говор, смех...
- Мама!- взвизгивает Петя.
Зайкин выглядывает из кабинета и видит свою  жену  Надежду  Степановну, здоровую, розовую, как всегда... С нею Ольга Кирилловна, сухая  блондинка  с крупными веснушками,  и  двое  каких-то  незнакомых  мужчин:  один  молодой, длинный, с рыжей курчавой головой и с большим кадыком, другой  -  низенький, коренастый, с бритой актерской физиономией и сизым, кривым подбородком.
- Наталья, ставь самовар!-  кричит  Надежда  Степановна,  громко  шурша платьем.- Говорят, Павел  Матвеевич  приехал!  Павел,  где  ты?  Здравствуй, Павел! - говорит она, вбегая в  кабинет  и  тяжело  дыша.Ты  приехал?  Очень рада...  Со  мной  приехали  двое  наших   любителей...   пойдем,   я   тебя представлю... Вот тот, что подлинней, это Коромыслов...  прекрасно  поет,  а другой,  этот  маленький...  некий  Смеркалов,  настоящий  актер...   читает великолепно. Уф, утомилась! Сейчас у нас репетиция была... Великолепно идет.  Мы ставим "Жильца с тромбоном" и "Она его ждет"... Послезавтра спектакль...
- Зачем ты их привезла?- спрашивает Зайкин.
- Необходимо, папочка! После чая нам нужно  роли  повторить  и  пропеть кое-что... Я с Коромысловым дуэт буду петь... Да, как бы не  забыть!  Пошли, голубчик,  Наталью  взять  сардин,  водки,  сыру  и  еще  чего-нибудь.  Они, вероятно, и ужинать будут... Ох, устала!
- Гм!.. У меня денег нет!
- Нельзя же, папочка! Неловко! Не заставляй меня краснеть!
Через  полчаса  Наталья  посылается  за  водкой  и  закуской;   Зайкин, напившись чаю и съевши целый французский хлеб, уходит в спальню и ложится  в постель, а Надежда Степановна и  ее  гости,  шумя  и  смеясь,  приступают  к повторению ролей. Павел Матвеевич долго слышит гнусавое чтение Коромыслова и актерские  возгласы  Смеркалова...  За  чтением  следует  длинный  разговор, прерываемый  визгливым  смехом  Ольги  Кирилловны.  Смеркалов,   на   правах настоящего актера, с апломбом и жаром объясняет роли...
Далее следует дуэт, а за дуэтом звяканье посуды...  Зайкин  сквозь  сон слышит,  как  уговаривают  Смеркалова  прочесть  "Грешницу"   и   как   тот, поломавшись, начинает декламировать. Он шипит, бьет себя по  груди,  плачет, хохочет хриплым басом... Зайкин морщится и прячет голову под одеяло.
- Вам идти  далеко  и  темно,-  слышит  он  час  спустя  голос  Надежды Степановны.- Почему вам не остаться у нас ночевать? Коромыслов ляжет  здесь, в гостиной, на диване, а вы, Смеркалов, на Петиной постели... Петю  можно  в кабинете мужа положить... Право, оставайтесь!
Наконец, когда часы бьют два, все  смолкает...  Отворяется  в  спальной дверь, и показывается Надежда Степановна.
- Павел, ты спишь?- шепчет она.
- Нет, а что?
- Поди, голубчик, к себе в кабинет, ляг на  диване,  а  тут,  на  твоей кровати, я Ольгу  Кирилловну  положу.  Поди,  милый!  Я  бы  ее  в  кабинете положила, да она боится спать одной... Вставай же!
Зайкин  поднимается,  накидывает  на  себя  халат  и,  взявши  подушку, плетется в кабинет... Дойдя ощупью до своего дивана, он  зажигает  спичку  и видит: на диване лежит Петя. Мальчик не спит и большими  глазами  глядит  на спичку.
- Папа, отчего это комары не спят ночью?- спрашивает он.
- Оттого... оттого,- бормочет Зайкин,- оттого, что  мы  здесь  с  тобой лишние... Даже спать негде!
- Папа, а отчего это на лице у Ольги Кирилловны веснушки?
- Ах, отстань! Надоел!
Подумав немного, Зайкин одевается и выходит на улицу  освежиться...  Он глядит на утреннее небо, на неподвижные облака, слушает ленивый крик сонного коростеля и начинает мечтать о завтрашнем дне, когда он, поехав  в  город  и вернувшись  из  суда,  завалится  спать...  Вдруг  из-за  угла  показывается человеческая фигура.
"Сторож, должно быть..."- думает Зайкин.
Но, вглядевшись и подойдя поближе, он узнает в фигуре вчерашнего дачника в рыжих пантолонах.
- Вы не спите?- спрашивает он.
- Да,  не  спится  что-то...-  вздыхают  рыжие  пантолоны.  -  Природой наслаждаюсь...  Ко  мне,  знаете  ли,  приехала  с  ночным  поездом  дорогая гостья... мамаша моей жены.  С  нею  прибыли  мои  племянницы...  прекрасные девушки. Весьма рад, хотя и... очень  сыро!  А  вы  тоже  изволите  природой наслаждаться?
- Да,- мычит Зайкин,- и я тоже природой... Не знаете  ли,  нет  ли  тут где-нибудь поблизости какого-нибудь кабака или трактирчика?
Рыжие   пантолоны   поднимают   глаза   к   небу   и    глубокомысленно задумываются...

Главная
Оглавление
Сайт создан в системе uCoz