Главная
Оглавление
В вагоне

Почтовый поезд номер такой-то мчится на всех парах от станции  "Веселый Трах-Тарарах" до станции "Спасайся, кто может!". Локомотив  свистит,  шипит, пыхтит, сопит... Вагоны дрожат и своими неподмазанными колесами воют волками и кричат совами. На небе, на земле и в вагонах тьма... "Что-то будет! что-то будет!" - стучат дрожащие от  старости  лет  вагоны...  "Огого-гого-о-о!"  - подхватывает локомотив... По вагонам вместе с карманолюбцами гуляют сквозные ветры. Страшно... Я высовываю свою  голову  в  окно  и  бесцельно  смотрю  в бесконечную даль. Все огни зеленые: скандал, надо полагать,  еще  не  скоро.  Диска  и  станционных  огней  не  видно...  Тьма,  тоска,  мысль  о  смерти, воспоминания детства... Боже мой!
- Грешен!! - шепчу я. - Ох, как грешен!..
Кто-то лезет в мой задний карман. В кармане  нет  ничего,  но  все-таки ужасно... Я оборачиваюсь. Предо мной незнакомец. На нем соломенная  шляпа  и темно-серая блуза.
- Что вам угодно? - спрашиваю я его, ощупывая свои карманы.
- Ничего-с! Я в окно смотрю-с! - отвечает он, отдергивая руку и налегая мне на спину.
Слышен сиплый пронзительный свист... Поезд начинает  идти  все  тише  и тише и наконец останавливается. Выхожу из вагона и иду к буфету  выпить  для храбрости. У буфета теснится публика и поездная бригада.
-  Гм...  Водка,  а  не  горько!  -  говорит  солидный  обер-кондуктор,
обращаясь к толстому господину. Толстый господин хочет что-то сказать  и  не может: поперек горла остановился у него годовалый бутерброд,
- Жиндаррр!!! Жиндаррр!!! - кричит кто-то на плацформе  таким  голосом, каким во время оно, до потопа, кричали  голодные  мастодонты,  ихтиозавры  и плезиозавры... Иду посмотреть, в чем дело... У  одного  из  вагонов  первого класса стоит господин с  кокардой  и  указывает  публике  на  свои  ноги.  С несчастного, в то время когда он спал, стащили сапоги и чулки...
- В чем же я поеду теперь? - кричит он. - Мне  до  Ррревеля  ехать!  Вы должны смотреть!
Перед  ним  стоит  жандарм  и  уверяет  его,  что  "здесь  кричать   не приходится"... Иду в свой вагон э 224. В моем вагоне все то же: тьма,  храп, табачный  и  сивушный  запахи,  пахнет  русским  духом.  Возле  меня  храпит рыженький судебный следователь, едущий в Киев из Рязани... В двух-трех шагах от следователя дремлет хорошенькая... Крестьянин, в соломенной шляпе, сопит, пыхтит, переворачивается на все бока и не знает, куда положить свои  длинные ноги. Кто-то в углу закусывает и чамкает  во  всеуслышание...  Под  скамьями спит богатырским сном народ. Скрипит дверь. Входят две сморщенные старушонки с котомками на спинах...
- Сядем сюда, мать моя! - говорит одна. - Темень-то какая! Искушение да и только... Никак наступила на кого... А где Пахом?
- Пахом? Ах, батюшти! Где ж это он? Ах, батюшти!
Старушонка суетится, отворяет окно и осматривает плацформу.
- Пахо-ом! - дребезжит она. - Где ты? Пахом! Мы тутотко!
- У меня беда-а! - кричит голос за окном. - В машину не пущают!
- Не пущают? Который это не пущает?  Плюнь!  Не  может  тебя  никто  не пустить, ежели у тебя настоящий билет есть!
- Билеты уже не продают! Касс заперли!
По плацформе кто-то ведет лошадь. Топот и фырканье.
- Сдай назад! - кричит жандарм. - Куда лезешь? Чего скандалишь?
- Петровна! - стонет Пахом.
Петровна сбрасывает с себя узел, хватает в руки большой жестяной чайник и выбегает из вагона. Бьет  второй  звонок.  Входит  маленький  кондуктор  с черными усиками.
- Вы бы взяли билет! - обращается он к старцу, сидящему против меня.  - Контролер здесь!
- Да? Гм... Это нехорошо... Какой?.. Князь?
- Ну... Князя сюда и палками не загонишь...
- Так кто же? С бородой?
- Да, с бородой...
- Ну, коли этот, то ничего. Он добрый человек.
- Как хотите.
- А много зайцев едет?
- Душ сорок будет.
- Ннно? Молодцы! Ай да коммерсанты!
Сердце у меня сжимается. Я тоже зайцем еду. Я всегда  езжу  зайцем.  На железных дорогах  зайцами  называются  гг.пассажиры,  затрудняющие  разменом денег не кассиров, а кондукторов. Хорошо, читатель,  ездить  зайцем!  Зайцам полагается, по нигде еще не напечатанному тарифу, 75% уступки, им  не  нужно толпиться  около  кассы,  вынимать  ежеминутно  из  кармана  билет,  с  ними кондуктора вежливее и... все что хотите, одним словом!
- Чтоб я заплатил когда-нибудь и что-нибудь!? - бормочет старец.  -  Да никогда! Я плачу кондуктору. У кондуктора меньше денег, чем у Полякова!
Дребезжит третий звонок.
- Ах, матушки! - хлопочет старушонка. - Где ж это Петровна? Ведь вот уж и третий звонок! Наказание божие... Осталась! Осталась бедная... А  вещи  ее тут... Што с вещами-то делать, с сумочкой? Родимые мои, ведь она осталась!
Старушонка на минуту задумывается.
- Пущай с вещами остается! - говорит она и бросает сумочку  Петровны  в окно.
Едем к станции Халдеево, а  по  путеводителю  "Фрум  -  Общая  Могила".
Входят контролер и обер-кондуктор со свечой.
- Вашшш... билеты! - кричит обер-кондуктор.
- Ваш билет! - обращается контролер ко мне и к старцу.
Мы ежимся, сжимаемся, прячем руки и впиваемся глазами в ободряющее лицо обер-кондуктора.
- Получите! - говорит контролер своему спутнику и отходит. Мы спасены.
- Ваш билет! Ты! Ваш билет! -  толкает  обер-кондуктор  спящего  парня.
Парень просыпается и вынимает из шапки желтый билетик.
- Куда же ты едешь? - говорит контролер, вертя между пальцами билет.  - Ты не туда едешь!
- Ты, дуб, не туда едешь! - говорит обер-кондуктор.  -  Ты  не  на  тот поезд сел, голова!  Тебе  нужно  на  Живодерово,  а  мы  едем  на  Халдеево!  Вааазьми! Вот не нужно быть никогда дураком!
Парень усиленно моргает глазами, тупо смотрит на улыбающуюся публику  и начинает тереть рукавом глаза.
- Ты не плачь! - советует публика. - Ты лучше попроси!  Такой  здоровый болван, а ревешь! Женат небось, детей имеешь.
- Вашшш... билет!.. - обращается обер-кондуктор к косарю в цилиндре.
- Га?
- Вашшш... билеты! Поворачивайся!
- Билет? Нешто нужно?
- Билет!!!
- Понимаем... Отчего не дать, коли нужно? Даадим! - Косарь в цилиндре лезет за пазуху и со скоростью двух с половиною вершков в час вытаскивает оттуда засаленную бумагу и подает ее контролеру.
- Кого даешь? Это паспорт! Ты давай билет!
- Другого у меня билета нету! - говорит косарь, видимо встревоженный.
- Как же ты едешь, когда у тебя нет билета?
- Да я заплатил.
- Кому ты заплатил? Что врешь?
- Кондухтырю.
- Какому?
- А шут его знает какому! Кондухтырю, вот и все...  Не  бери,  говорил, билета, мы тебя и так провезем... Ну, я и не взял...
- А вот мы с тобой на станции поговорим! Мадам, ваш билет!
Дверь скрипит, отворяется,  и  ко  всеобщему  нашему  удивлению  входит Петровна.
-  Насилу,  мать  моя,  нашла  свой  вагон...  Кто  их  разберет,   все одинаковые... А Пахома так и не впустили, аспиды... Где моя сумочка?
- Гм... Искушение... Я тебе ее в окошко выбросила!  Я  думала,  что  ты осталась!
- Куда бросила?
- В окно... Кто ж тебя знал?
- Спасибо... Кто тебя просил? Ну  да  и  ведьма,  прости  господи!  Что теперь  делать?  Своей  не  бросила,  паскуда...  Морду  бы  свою  ты  лучше выбросила! Аааа... штоб тебе повылазило!
-  Нужно  будет  со  следующей  станции  телеграфировать!  -   советует смеющаяся публика.
Петровна начинает голосить и нечестиво браниться. Ее  подруга  держится за свою суму и также плачет. Входит кондуктор.
- Чьи веш-ш-ш...чи! - выкрикивает он, держа в руках вещи Петровны.
- Хорошенькая!  -  шепчет  мне  мой  vis-à-vis  старец,  кивая  на хорошенькую. - Г-м-м-м... хорррошенькая... Черт подери, хлороформу нет!  Дал бы ей понюхать, да и целуй во все лопатки! Благо все спят!..
Соломенная  шляпа  ворочается  и  во  всеуслышание  сердится  на   свои непослушные ноги.
- Ученые... - бормочет он. - Ученые... Небось, против естества вещей  и предметов не пойдешь!.. Ученые... гм... Небось не  сделают  так,  чтоб  ноги можно было отвинчивать и привинчивать по произволению!
- Я тут ни  при  чем...  Спросите  товарища  прокурора!  -  бредит  мой сосед-следователь.
В дальнем углу два гимназиста, унтер-офицер и молодой человек  в  синих очках при свете четырех папирос жарят в картеж...
Направо от меня сидит высокая барыня из породы "само собою разумеется".
От нее разит пудрой и пачулями.
- Ах, что за прелесть эта дорога! - шепчет над ее ухом  какой-то  гусь, шепчет приторно до... до отвращения, как-то французисто выговаривая буквы г, н и р. - Нигде так быстро и приятно не бывает сближение, как в дороге! Люблю тебя, дорога!
Поцелуй... Другой... Черт знает что! Хорошенькая  просыпается,  обводит глазами публику и... бессознательно кладет головку на  плечо  соседа,  жреца Фемиды... а он, дурак, спит!!
Поезд останавливается. Полустанок.
- Поезд стоит две минуты... - бормочет  сиплый,  надтреснутый  бас  вне вагона. Проходят две минуты, проходят  еще  две...  Проходит  пять,  десять, двадцать, а поезд все еще стоит. Что за черт? Выхожу из вагона и направляюсь к локомотиву.
- Иван Матвеич! Скоро ж ты, наконец? Черт! - кричит обер-кондуктор  под локомотив.
Из-под локомотива выползает  на  брюхе  машинист,  красный,  мокрый,  с куском сажи на носу...
- У тебя есть бог или нет? - обращается  он  к  обер-кондуктору.  -  Ты человек или нет? Что подгоняешь? Не видишь, что ли?  Ааа...  чтоб  вам  всем повылазило!.. Разве это локомотив? Это не локомотив, а  тряпка!  Не  могу  я везти на нем!
- Что же делать?
- Делай что хочешь! Давай другой, а на этом не поеду!  Да  ты  войди  в положение...
Помощники машиниста  бегают  вокруг  неисправного  локомотива,  стучат, кричат... Начальник станции в красной фуражке  стоит  возле  и  рассказывает своему помощнику анекдоты из превеселого еврейского  быта...  Идет  дождь...  Направляюсь  в  вагон...  Мимо  мчится  незнакомец  в  соломенной  шляпе   и темно-серой блузе... В его руках чемодан. Чемодан этот мой... Боже мой!

Сайт создан в системе uCoz